2015. ПРАКТИКУМ. РУССКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Некоторые историйки, Антонина Глущай, состою в союзе химиков, забавно. Но отряду некогда обращать внимание на информационные вбросы. В плену у призраков Где грань между сном и явью. Слегка повернув ногу, нельзя играть с клиентами.

И заплакал, где Казанову должен был ждать денежный перевод от Брагадина, и он у меня через горло провалился вовнутрь.

Каталог изданий императорской Академии наук. Издания на русском языке

Так незаметно проходило время. Они были разными, а лесной голубь-витютень-только немного прутиков укрепит на ветках, ни Зинька, что хотя и вычистили.

И счастливое спокойствие не покидало больше Аполлона Семеновича.

Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе М. Грек

Здесь, в решимости всю свою жизнь посвятить Богу — он принимает монашеский постриг. В течение дести лет Максим Грек изучал духовные сокровища огромной библиотеки Ватопедского монастыря. Это человек, проживший жизнь в чем-то очень славную, яркую, нов тоже время полную страданий и лишений.

Итак, преподобный Максим Грек — человек, доказавший истинность своих слов своим самоотверженным подвигом и примером беззаветного служения Христу. Следует прежде всего, иметь в виду то обстоятельство, что преподобный Максим Грек был наследником и первым олицетворением византийской патристической традиции.

Эта традиция имела за собой не только пятнадцать веков истории христианства, но предшествующую ему многовековую историю греческой духовной культуры. Каждое выражение преподобного Максима Грека можно сравнить с прибрежной волной, за которой чувствуется напор целого океана духовных исканий и нравственного опыта человечества.

В многочисленных высказываниях преподобного Максима Грека ясно слышен и отзвук его глубокой утонченной интеллектуальной культуры, имевшей свое основание в воззрении на мир как на область ущербного, преходящего и скоротечного бытия. Для него ни что земное не являетсястоль значимым, как всецелая устремленность в мир Горний. На этот мир преподобный Максим Грек смотрит как на место временного пребывания человека. Так преподобный Максим характеризует качества временной земной жизни.

Затрагивая тему духовного делания, преподобный Максим говорит: Но, все же, не стоит забывать, что цель нравственного делания у всех христиан — одна, независимо от того какой образ служения Богу в прохождении жизненного пути они выбрали.

По причине единства цели — одинаковы и моральные требования. Сама нравственность не является целью христианина, это условие на пути к спасению, средствами достижения которого являются все виды христианской аскезы.

Венец нравственного совершенства — богоподобие. Призывая к нему, святой восклицает: Стоит отметить, что достижение столь высокой цели требует максимальных усилий всей человеческой природы. Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть Мф.

Таким образом, труд, подвиги, постоянная упорная борьба с собственными страстями и искушениями от бесов в самоотречении и умервщлении всего в себе противного Богу должен пройти тот, кто желает увенчаться нетленным венцом славы в Царствии Божием. Поэтому в этой жизни, говорит преподобный обращаясь к душе: Таким образом, вступить на узкий и тернистый путь, ведущий к вечной жизни призывает преподобный со всей твердостью и решимостью. Выдвигая в качестве высшей религиозно-нравственной добродетели постоянство души в её стремлении и желании на пути восхождения в Царство Небесное, о котором святой апостол Павел говорит: Он акцентирует внимание на средствах и способах достижения этой цели.

Наиболее яркую характеристику личности преподобного Максима Грека дал знаменитый русский мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев: В Москву преподобный Максим Грек прибыл в г. Все же, для понимания религиозно-нравственной позиции преподобного Максима Грека следует не забывать о том, что он духовно сформировался как афонский монах. Мировоззрения и этика преподобного Максима созидалась по образу афонской исихастской традиции. И, если для Г. Иное мнение высказывает Петр Чаадаев, водном из своих сочинений.

С его точки зрения: Вероятно, преподобный Максим Грек это отчетливо понимал, как ученый и как человек глубинной духовной культуры.

Для преподобного Максима Грека русский национальный идеал воспринимается как действительно христианский нравственный идеал.

Независимо от оценки нравственного состояния современной преподобному Максиму Греку России, его миссия как духовного просветителя, учителя христианской веры и нравственности может быть без сомнения признана в качестве самобытного, яркого, достойного благоговейного восхищения явления на общем фоне актуального воплощения возвещённых Евангелием религиозно-нравственных начал в культурно-исторической призме России XVI века.

Мировоззрение преподобного Максима Грека органически вписывается в парадигму русского национального менталитета, для которого, по мысли В. Но и об этом твоем исследовании довольно сказанного здесь, а теперь поговорим о втором твоем исследовании. Ты желаешь уразуметь, какое значение священного изречения: Об этом и скажу тебе. Да будет же тебе известно, что блаженный сей царь и пророк, предузнав Духом Святым имевшие впоследствии постигнуть израильский народ беды, как то, запустение Иерусалима, разорение храма и пленение народа иудейского, молит Создателя и Владыку всех, чтобы умилосердился и восстал в помощь сродного ему народа, и не попустил бы до конца врагам его хвалиться против достояния Его.

Затем, будучи просвещен дивною благодатию, предвозвещает имеющее быть в последнее время явление во плоти Создателя всех и Владыки, говоря: Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреди земли Пс.

Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем ефиопским ст. Ты не только, говорит, сокрушил козни их в воде, то есть, божественным крещением, но и самую главу змиеву стер, то есть, уничтожил распространившееся повсюду заблуждение богомерзкого идолослужения, посредством Которого богопротивный змий почитался поклонением, как бог, и возносился с великою гордостью.

Эту пагубную главу его сокрушил Ты, приняв крещение в струях Иорданских, и не только главы их и главу самого змия сокрушил Ты в воде, то есть окончательно упразднил силою божественного крещения, но и самого сатану дал в пищу, то есть, на уничтожение людям эфиопским.

Под эфиоплянами же разумеем не только уверовавших в Эфиопии, но и всех повсюду горящих огнем божественной любви. Поэтому те, которые непрестанно горят душами своими нетленным огнем божественной любви, и непрестанными молитвами, бдениями и пощениями и священным безмолвием очищают себя, — таковым, воистину, предан злоначальный змий, то есть, он ими попирается и, как слабая птица, удобно служит для них предметом поругания.

Для подобных же мне ленивых и скверных, небрежных и угождающих плоти и похотям ее, он не брашном служит, но как лев рыкающий ищет всегда поглотить их.

Пусть будет тебе известно, честнейший отче, что весь этот священный псалом представляет собою пение Создателю всех и Управителю, ибо в нем, в виде славославия Создателя повествуется об управлении всеми созданными Им видимыми творениями, — и не только научает слушателя об управлении ими, но учит также и тому, на какую потребу каждое из творении создано, как когда говорит: Подобно этому и изречение: Этим он научил, для какой потребности создана ночь, — именно, чтобы во время ее все звери дубравные проходили, прося себе пищи от Создавшего их, а затем почивали бы в ложах своих.

Ибо Создатель устроил это так для того, чтобы люди безбоязненно, безопасно и невозбранно могли выходить днем на дела свои, не опасаясь встреч со зверями. И это он показал, говоря: А что под зверями дубравными и скимнами разумеются пророки и праведные, которых Христос, сошедши во ад, освободил и извел оттуда, — это толкование не только ложное и детское, но и очень смешное.

Нигде в Священном Писании не найдешь, чтобы боговдохновенные пророки и праведные приравнивались зверям дубравным и скимнам рыкающим, но именует оно их ангелами.

И об основании святого Сиона говорит: Се, Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим Мал. Се, Аз полагаю в основание Сиона камень, избран, честен , называя основанием посланных прежде Спасителя Христа боговдохновенных пророков, камнем же избранным, честным — Самого Спасителя Христа, пришедшего не разорить, но исполнить закон и пророчество. Также не говори, что зверь лев именуется тремя наименованиями: И об них-то сказано, что они преходят ночью вocxитити и взыскати от Бога пищу себе.

Исходят же они по нужде, так как родившие их не питают их, поэтому они и ходят ночью, рыкая и вопия к Сотворшему их, и Он, будучи щедр, послушает их и питает обильно, каким Сам знает способом. Тому слава во веки. Божественное изречение пророка Исаии: Идите, людие мои, внидите в храмину вашу, затворите двери ваша и прочее, сколько я могу понять, имеет такое значение.

Так как несколько выше пророк молился, говоря: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам. Господи Боже наш, стяжи ны и прочее Ис. Аврааму, Исааку и Иакову, возлюбленным Твоим. Такими и подобными сим молитвами будучи умолен, многомилостивый Бог отвечает им и заповедует милостивно, говоря: И этому учит нас Сам Господь, говоря иудеем: Ходите, дондеже свет имате Ин.

А так как при хождении этом мы нуждаемся еще в большем хранении себя и внимании, то совокупляет, говоря: Если же вы искренне желаете насладиться Моих благ, которые Я уготовал любящим Меня, ходите всегда в заповедях Моих правою и совершенною мыслью и с искренним желанием, отступив от всяких суетных житейских попечений и беспокойств, — укрыйтеся мало ст. Рассмотрим же и то, что сказано тем же пророком в той же песни: Исполнилось же это тогда, когда Господь предал их римскому войску при Веспасиане и Тите, царях римских, и рассеял их пленниками по всей поднебесной.

По какой же причине праведный суд Божий попустил на них такое всегубительство? Попущено это на них за то, что противники — книжники и фарисеи — с беззаконными своими архиереями говорили: Это ясно объясняет апостол Павел в первом послании к солунянам, говоря: Зане таяжде и вы пострадаете от своих сплеменников, якоже и тии от иудей, убивших и Господа Иисуса, и его пророки, и нас изгнавших, и Богу не угодивших, и всем человеком противящихся, и возбраняющих нам глаголати языком, да спасутся; постиже же на них гнев до конца 1Сол.

Но и в Деяниях Апостольских они оказываются говорящими тоже апостолам: Не запрещением ли запретихом вам не учити о имени семь; и се исполнисте Иерусалим учением вашим и хощете навести на ны кровь человека сего Деян. Также пророк, разжегшись божественною ревностию на беззаконно мыслящих о Христе, молится против них Господу и говорит: Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли Ис.

Затем ниже говорит, радуясь: Воскреснут мертвии, и востанут, иже во гробех ст. Земля же нечестивых , которая есть свет их и нечестивое мудрование, которое они придумали против Тебя, Господи, падет ст. Ибо упал на них Камень краеугольный, о Котором сказано, что падый на камени сем сокрушится, а на немже падет, сотрыет и Мф.

Мы же будем держаться Его крепко, чтобы оказаться нам основанными на Нем и непоколебимыми во веки. Многие недоумевают, а есть и такие, которые считают невероятным сказанное божественным евангелистом Иоанном о многом множестве чудес воплотившегося Бога Слова, так что и весь мир не мог бы вместить написанных книг, если бы все до одного чудеса Спасителя были описаны.

Да будет же известно, что в числе прочих обычаев Божественного Писания, оно имеет и то обыкновение, чтобы изображать словами, употребляемыми в превосходнейшей степени, не только превосходное множество божественных благодеяний и благочестивых мужей, но даже и умаление их и редкость. И это ясно видно из тех обещаний, которые Сам Создатель дает блаженному Аврамму, говоря: И будет семя твое, яко звезды небесные, и яко песок вскрай моря Быт. Это не то значит, что они, действительно, по числу будут также бесчисленны, ибо это близко к неверию, но что их будет очень много и с преизбытком и выше всякого человеческого исчисления.

Подобно сему и сказанное в псалме м: Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их, изочту их и паче песка умножатся Пс. Таким же превосходнейшим способом выражения божественное слово представляет и умаление их, но не совершенное оскудение, когда говорит: Вси уклонишася, вкупе непотребни быша: А что это сказано в смысле превосходнейшего способа выражения, явствует из того, что и при самом этом благочестивом царе Давиде было много благочестно угождающих Богу в народе иудейском; доказательством служат бывший при божественном Самуиле лик пророческий, также и после Давида — Илия и Елисей и бывший в их время не малый пророческий лик, также Исаия, Иеремия и те, о которых Сам Бог говорил Илии: Оставих Себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена Ваалу 3Цар.

Итак, малочисленность, а не совершенное оскудение живущих добродетельно представляет Писание превосходнейшим способом выражения, когда говорит, несть творяй благое, несть до единого , чем означает, что их очень мало. Таким же образом и божественный евангелист Иоанн, желая представить не в буквальном смысле бесчисленное, но великое множество чудотворений Спасителя Христа, выразил это такими дивными словами.

Не будем же сему удивляться и не сочтем божественного евангелиста говорящим ложь или ничто неестественное, ибо вполне чуждо и противно благочестию лгать и говорить неестественное. Уразумев же силу сего божественного изречения, будем благочестно и благоговейно понимать то, что встречается неудобопонятного в Божественном Писании, и в некоторых случаях сами собою будем доискиваться глубины разума священных словес, насколько это нам доступно и посильно, а что выше нашей силы, тому не постыдимся научиться у мудрейших себя, повинуясь сказанному в Божественном Писании: Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе Втор.

Ибо нет никакого стыда спрашивать и научаться у других, но постыдно то, чтобы не зная, считать себя знающим. От переводчика этой статьи.

Чтобы сделать понятными толкования, сделанные преп. Василием близ Кесарии, Св. Объяснение этих изречении и собственных имен и предлагает Преподобный Максим в данном слове.

Какие разумеются здесь таинства? Таинство воплощения Бога Слова, то есть, рождество Его и крещение и прочее. Григорий приводит такое изречение: Мендет — славный город египетский, граждане коего прельщены были бесами, ибо выбрали наилучшего козла, с почетом оберегали его в особом строении, обильно кормили его, и служили и поклонялись ему, как Богу.

Насмехаясь над величайшим этим безумием их, Св. Григорий говорит, что сами мендезияне не стоят большего почета, чем козлы. Мемфис — славный город египетский, а граждане того города — мемфисцы — окончательно прельщенные бесами, отгораживали юного тельца в прекрасно сделанных яслях, обильно кормили его и молились ему, поклоняясь ему, как Богу; называли же они его на своем языке: Древние народы не умели плавать далее Гадира, а главное не дерзали на это; нынешние же португальцы и испанцы, приняв все меры предосторожности, недавно, лет 40 или 50 тому назад по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира , начали переплывать на больших кораблях и открыли множество островов, из коих некоторые обитаемы людьми, а другие необитаемы, и землю Кубу, настолько великую по размерам своим, что даже обитатели ее не знают, где она кончается.

На этих островах произрастает и корица, и гвоздика, и другие ароматные и благовонные растения, которые до той поры неизвестны были ни одному человеку, ныне же всем ведомы, благодаря королям испанскому и португальскому. Государи эти людей тамошних, не знавших дотоле истинного Бога, и покланявшихся наиболее твари, а не Творцу, ныне обратили в свою веру, то есть, в латинскую, отправив к ним епископов, учителей и священников, а также различных ремесленников и всевозможные здешние семена; и ныне там открылся новый мир и новое собрание человеческое.

Стены же Вавилона были весьма высоки и велики; это Вавилон древний; в нем царствовал Навуходоносор, который столь чрезмерно возгордился своим городом, что за это праведным судом Божиим обратился в зверя. Мраморный гроб Мавзола также относится к числу семи чудес всего света, ради многоценных своих украшений. Мавзол был преславный и богатый царь Карийский, который еще прежде смерти своей всеми силами постарался устроить себе такую дивную гробницу, какой ранее нигде не было и какой впоследствии никто не мог бы устроить.

О медном колоссе существует такая повесть: После этих многочисленных побед, жители острова поставили в честь бога-Солнца огромных размеров медную человеческую статую на высоких берегах, которые они искусственно возвели над морем, находившимся перед воротами их города; одна нога колосса стояла на одном берегу, а другая — на другом.

И так велико было расстояние между ними, и высота боков колосса, что под ним могли свободно проходить корабли с распущенными парусами. Пирамиды в Египте и доныне существуют, числом три.

Первую и самую большую из них создал древнейший царь египетский Сезострис, на вечное удивление потомкам, а две другие, меньшие, построили иные цари, коих имена я запамятовал. Устроены пирамиды четвероугольными; основание их широкое, а кверху они узкие; размер основания большой пирамиды равен саженям, по сажень на каждую сторону, а число ступеней очень велико, и сказать не умею, забыл; не всякий решится подняться на вершину пирамиды, разве кто очень силен и здоров; когда же хочет кто спуститься с пирамиды, то оборачивается лицом к ступеням, и опираясь руками на них, спиной вверх, мало-помалу и со страхом сползает вниз, ибо безмерная высота пирамиды и частые ступени вредно действуют на глаза и на рассудок.

Когда Агамемнон, царь греческий, в течение многих лет вел войну против Трои, царица Клитемнестра, жена его, потеряв надежду на его возвращение, вступила потом в связь с домоправителем Агамемнона, по имени Эгистом.

По прошествии же 10 лет, когда Троя была разорена и Агамемнон вернулся в царство свое, он однажды отправился мыться в баню; царица Клитемнестра, заранее уже сговорившись с мерзким своим Эгистом убить Агамемнона, принесла туда для мужа сорочку без ворота.

Когда же царь Агамемнон, желая надеть на себя сорочку, не мог сделать этого, Эгист убил его секирой и завладел его царством.

После Агамемнона остался сын его Орест, еще в очень малом возрасте; сестра же его Электра, девица, отправила его к другому царю, чтобы не убил и его Эгист; Орест же, сильно возмужав, вспомнил плачевную кончину отца своего Агамемнона и захотел отомстить за смерть его. Он взял с собой ближайшего друга своего Пилада, сына некоего вельможи, пришел в свой родной город Микены, тайно повидался с сестрой своей Электрой и, побеседовав с ней о том, как ему отомстить за смерть отца, ночью, при помощи сестры своей Электры, пробрался во двор Эгиста, и убил как его, так и свою мать, в то время, когда они спали.

После этого убийства, будучи объят лукавым духом и сойдя с ума, скитался он несколько лет по разным землям, а потом, исцелившись, пришел к Одризам, народу, жившему во Фракии, где и создал город, который назвал Орестиадом; ныне этот самый город называется Адрианополь, так как царь римский Адриан обновил и переименовал его в честь свою; расстояние от этого города до Константинополя 4 дня пути.

В числе повестей римских есть следующая: Правитель карфагенский принял его с честью и доверился ему; видя же, что юноша прекрасен видом и возрастом назначил его главным воеводою против римлян. Немного же времени спустя, юноша, тайно послав в Рим к своему отцу одного верного слугу своего, передал чрез него отцу о той славе и чести, которых его удостоил карфагенский правитель, а также спрашивал у него, что ему следует сделать.

Когда же слуга пришел в Рим, отдал грамоту отцу его и немного дней пожил у него, вельможа этот ввел его в сад свой, и, ходя по саду вместе со слугой сына своего, палкою сбивал головки большим макам, пока не оставил ни одного из них с головкой, а после этого отпустил слугу обратно к сыну своему без всякого ответа.

Когда слуга вернулся, юноша спрашивал его, нет ли ему грамоты или, хотя словесного, ответа какого-либо от отца, и когда слуга отвечал: Сын же понял из этого, что отец его, желая скрыть тайну от слуги сына своего, не захотел ни письмом, ни на словах приказать сыну, что он велит ему делать в Карфагене, но как отец его, ходя со слугою по саду, отбил палкою головки всем высоким макам и ни одного не оставил с верхушкой, точно также велит и сыну своему отсечь головы всем карфагенским воеводам.

Если же в 3-й день воскрес Господь наш Иисус Христос, как Сам говорит: Подобает Сыну Человеческому убиену быти и в третий день воскреснути Лк. Почему Павел полагает первыми апостолов, потом пророков 1Кор. Апостолы суть и первые и последние: Аз есмь Альфа и Омега Апок. Альфа есть первая буква греческой азбуки, изображаемая так: Этим Господь показал о Себе, что Он есть начало всех видимых и невидимых творений, также и конец их и совершение.

И Он все сотворил и возвратил к первой красоте, какую они имели до преступления Адама. Что такое мерзость запустения Мф. Мерзостью запустения Господь назвал образ Адриана, царя римского. Ибо этот царь разорил город Иерусалим до основания, так как иудеи, после бывшего запустения его от Becnacиaнa и Тита, царей римских, снова собрались при Адриане, постарались обновить Иерусалим и начали проводить в нем жизнь по древнему своему обычаю, самовластно, возмутившись против римского владычества, чем, по безумию своему, и навлекли на себя окончательное разорение.

Ибо царь Адриан, воюя против них, до тла разорил город их и наименовал его своим именем, Элия, ибо он так назывался — Элий Адриан. Мерзостью запустения называется также Антиох, названный Великим, сын Селевка Филопатора.

Он был человек многокозненный и лихоимец, который, завоевав Иерусалим, избил в нем тысяч человек, также дерзнул войти с великою гордостью во Святая Святых и поставил в алтаре кумир — эту мерзость запустения, и храм Господень осквернил нечистыми жертвами, назвав его святилищем Зевса Олимпийского, и не употребляющих свиного мяса предавал смерти; им были убиты святые Маккавеи. Покой есть день субботний, в который Бог почил от всех дел Своих и перестал творить новые твари , и в этот день иудеи вошли в землю обетованную.

Действительное же упокоение есть царство небесное, которое наследуют все жившие благочестно в этой маловременной жизни и всякими праведными делами благоугодившие Богу. Постараемся и мы, любезный читатель, всею силою, Бога ради, достигнуть этого божественного царства и покоя, ибо все, почитаемое здесь — ложно, суетно, непостоянно и для неправильно держащихся сего служит причиною вечных мучений.

Что значит сказанное апостолом Павлом: Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия 1Кор. Человек, состоящий из души и тела, если исполняет дела, угодные Богу, то называется духовным, а не душевным, приемля наименование от другой высшей чести, то есть, от действия в нем Святого Духа, ибо душа не имеет собственных сил к творению добрых дел, если не получит помощи Святого Духа.

Как плотским называется человек, который угождает плотским скверным похотям и сладострастию, так и душевным человеком апостол называет того, который устраивает свою жизнь по суетным человеческим помыслам, не приемля действия Святого Духа.

Поразит Господь землю словом уст Своих Ис. Не о земле здесь говорится, но о грехах, как и в другом месте сказано: И Авраам, уничижая себя пред Богом, говорит: Вопль содомский и гоморрский умножися Быт. Мерзкий и смраднейший тот противоестественный грех, который совершали содомляне, как голос какой восходил и вопиял во уши Господа Саваофа о величии нечестия, но Он долготерпел им; впоследствии же, по причине нераскаянности и неисправимости скверного их нрава, навел на них вполне заслуженную казнь, говоря: Вопль содомский и гоморрский умножися ко Мне.

О чем ты меня спрашивал, то отвечаю тебе, а чрез тебя и всякому православному. Священный символ, то есть исповедание православной христианской веры, был изложен Первым Вселенским Собором святых отцов , собравшихся в граде Никее при великом царе Константине, и изложен только до слов: Второй же Вселенский Собор святых отцев, собравшихся против духоборца Македония, который произносил хулы на Святого Духа и признавал Его созданным, а не Создателем, прибавил к изложению Первого Собора учение о Святом Духе.

Третий же Вселенский Собор святых отцев был созван в Ефесе против христоборца Нестория, который хулил и говорил, что иной есть Сын и Слово Божие, и иной Тот, Которого родила Приснодева Мария, почему он и не хотел Приснодеву Марию называть Богородицею, но называл Ее Христородицею, разделяя, окаянный, на два лица единого Богочеловека Иисуса Христа.

По этой причине сей Святой Третий Собор определил и строго заповедал под угрозою страшных проклятий, чтобы Святой Символ, изложенный прежними двумя Соборами, сохранялся неизменно и никто не осмеливался бы по малоумной своей дерзости отнюдь ни прибавить что-либо к нему, ни убавить из него даже до одной черты или йоты, ни переменить ни одного изречения или одной буквы в нем. При этом они постановили так: Страшна эта заповедь и страшно запрещение, и должно нам соблюдать относительно сего великую осторожность, если искренно желаем получить спасение и общение со святыми отцами, изложившими священный Символ православной нашей веры.

Не говори же, что не большая заключается, разница в том, что дозволили ныне себе придумавшие новое мудрование. Страшное запрещение одинаково подвергает анафеме и прибавляющего и отъемлющего и переменяющего малейшее начертание.

Не добра поэтому такая ваша похвала, чтобы не сказать — дерзостна, ибо подвергает той же анафеме и вас, изменяющих боговдохновенные словеса и говорящих: Довольно с вас устраивать военные дела, а то, что принадлежит Святому Духу, пусть устанавливают те, кому это поручено; ибо не можете Богу работати и мамоне , говорит Слово Божие Лк.

Но блаженные те отцы, сохраняя заповедь первых четырех соборов, не дозволили ему прибавить это выражение в Святом Символе, хотя и ничего вредного в нем не заключается, а напротив оно увеличивает славу и похвалу Пресвятой Богородице, а велели говорить и писать это в других похвалах Ее. Тогда царь, не получив от Собора просимого им и побуждаемый любовию к Пресвятой Богородице, сам составил следующую песнь: Соединительным же называется этот союз потому, что соединяет между собою то и другое выражение, как например: Петр, Иаков и Иоанн.

Предлоги также соединяются с именами и многими изречениями, и один предлог часто относится к трем или четырем именам, как например в этом: А относительно того, что вы не хотите произносить со всеми святыми соборами и с вашими святыми чудотворцами: Берегитесь, чтобы от этих малых ваших преступлений не впасть вам в б о льшие. Преставлять пределы и уставы отечеств не полезно, говорит Божия Премудрость.

Вы же словеса Божии изменяете и хитрите. Если неложен Сказавший ученикам Своим: Поэтому следует вам говорить: Неужели не понимаете своего несмысленного мудрования? Не мудрствуйте паче, еже подобает мудрствовати , говорит премудрый Павел, апостол Христов Рим. Держите же и проповедуйте исповедание христианской веры неизменно, как предали православным все святые соборы и четыре патриарха и как держали отцы и святые чудотворцы, чтобы быть вам во всем подобными им и сопричастниками царства небесного и жизни вечной будущего века, то есть грядущего, и имеющего открыться во второе пришествие страшного Судии.

Ибо Он для нас и жизнь и воскресение наше, как говорит апостол Павел в послании к Колоссаям: Ибо Христос есть для нас Жизнь и Воскресение, а не век и не века. О том, что не следует и не полезно прибавить что-либо к Святому Символу, или убавить из него, или переменить какое-либо выражение, — об этом слушайте со вниманием, что говорит премудрый Иоанн Златоуст: Согласно с этим учит и блаженный Исидор Пелусиотск ий, говоря так: Последуя этим святым, и я, грешный богомолец ваш, умоляю вас Иисусом Христом, перестаньте от такового новоизобретенного мудрования, ибо этим вы только возбуждаете ссору и соблазн между православными, а не пользу приносите.

Вот я, повинуясь царю и пророку, говорящему: Если послушаетесь этого краткого моего напоминания и перестанете смущать людей Божиих, то слава Богу, давшему мне, грешному, такую силу слова! Если же не послушаетесь, то берегитесь сказанного Господом: Мир Христов да будет с вами! Бога, Который один есть Создатель и Господь всех и знает сердца человеческие, пред Которым ни одна тварь не утаена, но все явно и известно Ему — Его поставляю пред вами, благовернейшими, свидетелем о мне, недостойном иноке Максиме святогорце, что я ничего по лицемерию, или вопреки устава боговдохновенных отцов не пишу и не говорю вашему благоверию, — и не льщу вам из-за желания получить какую-нибудь временную славу или освобождение от тяжких скорбей, в которых страдаю уже 18 лет.

Но, будучи распаляем божественною ревностью служить Богу и вам тем, чем по благодати Христовой могу, именно, в переводе и исправлении книг, я был возбранен некоторыми, причинившими мне не мало горьких оскорблений, а иные из них, не знаю, что с ними случилось, относясь ко мне враждебно, называют меня еретиком, говоря, что я не исправляю, а порчу боговдохновенные книги.

В этом они дадут ответ Богу, ибо не только препятствуют такому богоугодному делу, но еще и на меня, бедного, ни в чем неповинного, клевещут, ненавидят меня, как еретика, и, не имея никакого основания в законе христианском, отлучают от причастия Таин Христовых. Об исповедании православной веры, которое я содержу, достаточно мною было написано вам в книжице, содержащей ответ мой по сему предмету. А что я порчу священные книги, как клевещут на меня мои недоброжелатели, но прилежно, со всяким вниманием, со страхом Божиим и правильным пониманием исправляю в них то, что оказывается испорченным или переписчиками необразованными и неопытными в понимании смысла и правил грамматических, или же самими приснопамятными мужами, производившими сначала перевод книг.

Надо сказать, по правде, что в некоторых местах встречается не точное уразумение ими силы эллинских речений, и поэтому они далеко отпали от истины. Ибо эллинское наречие имеет много неудобопостижимых различных значений одного и того же изречения. И если кто не достаточно и не вполне обучился грамматике, пиитике, риторике и самой философии, то не может вполне правильно ни понять писанное, ни перевести оное на другой язык.

А что я правильно и вполне разумно исправляю то, что прежними было недосмотрено, — это я постараюсь объяснить вашему благочестию со всякою истиною, как пред Самим Богом. Взяв в руки священную книгу Триодь, я нашел в 9-й песни канона Великого Четвертка: Не стерпев такой хулы, я исправил это хульное место в том смысле, как Сам Святый Утешитель свыше преподал это нам чрез блаженного Косьму в наших книгах.

Ибо у нас Слово славится несозданным по естеству как в этом месте, так и везде. Как рождающий Его присносущно Отец несоздан, так несоздан по естеству и рождаемый от Него Бог — Слово, а никак не признается созданным, как хулил злочестивый Арий, приводя в доказательство своей ереси сказанное у Премудрого Соломона, как бы от лица Самой Божией Ипостасной Премудрости, где говорится: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя ст.

Это изречение блаженный Косьма, творец канона Великого Четвертка, толкуя православно и благочестно, и уничтожая с корнем нечестивую Apиевy ересь, говорит, как бы от лица Самого воплотившагося Бога-Слова так: Ясно говорит Слово Божие Арию злочестивому: Поэтому, быв совершенным человеком, Я и говорил о Себе человекообразно: Таков смысл этого священного песнопения.

А в ваших священных триодях Он в одних называется просто Словом, без упоминания о том, что Он несоздан, а в других и Словом по естеству не называется, и не знаю, кто виновен в этой хуле, — Бог весть, Который и будет судить виновного, где бы то ни было.

Я же какому здесь подлежу осуждение или укорению за то, что во славу Единородного и несозданного Бога Слова и во спасение всех православных как следует исправил такие хуления? И еще в том же каноне и в той же песни, в последнем тропаре древний переводчик вместо: Блаженный же Косьма, творец канонов, приведенным стихом учит нас, говоря, как бы от лица Самого Богочеловека-Слова: Отводя нас от этого нечестивого разделения, блаженный Косьма говорит как бы от лица единого Богочеловека-Христа: И об этом достаточно сказанного; ибо я говорю к благочестивым и премудрым.

Затем, в каноне в неделю Фомину, в 3-й песни находится некое неприличное, чтобы не сказать хульное мудрование некоторых, ненаученных основательно богословию. Ибо блаженный Иоанн Дамаскин , достигал высшего познания философии и богословия, зная хорошо, что Божество несозданно, непревратно и неизменяемо, и что по этой причине Оно одно неописуемо и неприступно, а все твари описуемы и изменяемы, хотя некоторые по благодати Божией, а не по естеству, и пребывают неизменными, в этом смысле, зная Господа нашего Иисуса Христа неописуемым, поелику Он Бог истинный, а поелику Он истинный человек — описуемым плотию, то есть, что Он по плоти ограничивается и объемлется местом, — так выразился во 2-м стихе 3-й песни: Будучи же спрошены, зачем вы, о премудрые мужи, так пишете и поете в церкви?

Если же допустить так, как они мудрствуют, то значит, что прежде воскресения Господа из мертвых, Господь не соединился по ипостаси святой Своей плоти, и не Бога родила Святая Оная Дева, а простого человека.

Если это так, то напрасно было сказано Ей Гавриилом: О, какой это стыд! По их учению, Господь прежде воскресения Своего был только человек, а не Бог совершенный в единой ипостаси, как мы веруем и воспеваем Его. К тому же, если по воскресении вошел Бог-Слово в родившегося от Приснодевы Марии Еммануила, и обожил святую плоть Свою, которая таким образом стала неописуемою, то уже два неописуемых: Бог, Который по естеству несоздан и непременен, и созданная святая плоть Еммануила.

И если она неописуема, то значит, что она переменилась в Божество. И если это так, то Господь наш по воскресении уже не человек совершенный, а только Бог, так как святая плоть Его была поглощена и вполне побеждена Божеством Бога Слова. Таким образом, возникает опять уничтоженная издавна ересь Севирова и Евтихиева. К тому же, если святая плоть Его неописуема, то как она вместится на описуемом престоле святые славы Его? Ведь нельзя сказать, что и престол святые славы Его неописуемы.

Ибо неописуемым у святых богословов и у внешних философов признается то, что невместимо, необъемлемо, не ограничивается местом по причине безмерного величества существа и естества своего.

Все же созданное — описуемо, то есть, вместимо, определяемо и объемлемо местом. Поэтому, только Божество, как едино несозданное, есть неописуемо, необъемлемо и неопределяемо, и справедливо так называется, как не могущее по безмерному и бесконечному величеству существа своего, быть вместимо или определено местом. Так понимают священные богословы и внешние философы неописуемость.

Итак, Божество — бесплотно и бесколичественно, то есть, безмерно и бесконечно; плоть же Господа нашего Иисуса Хрита — и создана, и описуема, то есть, вместима и объемлема местом, как прежде страданий, так и после них, но не подлежит уже, после воскресения из мертвых, тлению и смерти, соделавшись чуждою всякой мертвости и тленного изменения, под чем разумею непредосудительные слабости человеческие, то есть, чтобы алкать и жаждать, спать, утруждаться от путешествия, бояться смертной чаши; ибо по воскресении она соделалась нетленною, бессмертною, неизнуряемою и стала исполнена всякой благодати и благословения, божественной светлости, красоты и святыни, по причине совершенного соединения и всегдашнего сочетания с нею Бога-Слова, а не по причине претворения ее в божество.

Пусть удалится от нас такая хула, ибо непреложными и несмесными сохраняются соединявшиеся два существа и естества в Богочеловеке-Слове! Свидетелями сего суть все боговдохновенные богословы, особенно же удостоверяет сие священная песнь догматик третьего гласа, поемый во славу и похвалу Пречистой Богоматери так: Да постыдятся же утверждающие, что по воскресении плоть Господня утратила свойство описуемости и стала неописуемою!

Ибо если стала неописуема, то претворилась в Божество, так как только одно Божество несозданно и неописуемо по причине бесконечности и беспредельности божественного существа. Пусть же внимательно слушают сказанное выше: Теперь пусть объяснят нам эти чудные богословы, каким образом сохранил Воплотившийся целым свойство обоих существ?

Но, очевидно, они не в состоянии ответить на вопрос. И это не удивительно, ибо они не научились, в сущности, тайнам священной философии богословов, а проходят и понимают боговдохновенное писание только поверхностно, почему и впадают во многие погрешности. Пусть же узнают от научившихся сему, и, узнав, пусть прославят Дающего премудрость и разум всем вообще просящим у Него. Услышьте же, о чудные мужи, что такое свойство обоих естеств, и, узнав, отложите всякое пустое, чтобы не сказать душепагубное, препирательство.

Существо есть и так называется пресущественное Божественное существо; ибо существо есть вещь самобытная, не требующая другого к своему составлению, как душа, тело, камень, воск, медь и подобное сему, как об этом определили философы, и каждое отдельное существо имеет свое особое свойство.

Божественному существу свойственно быть несозданным, присносущным, бессмертным, неизменяемыми неописуемым, бесстрастным. И какие еще подобные свойства имеются и усматриваются в божественном величестве, все это Единородный сохранил неизменно, то есть, в целости, присоединив все по ипостаси человеческому существу и естеству. Ибо ни страданию не подверглось Божество на кресте, ни смерти, и не преложилось в человечество, но пребыло в своем достоинстве неизменно-несмесным, бесстрастным, бессмертным, безлетным и неописанным.

Человеческому же естеству, говорю плоти, свойственно: И какие еще подобные свойства присущи нашему немощному естеству и усматриваются в нем, — все это Единородный имел прежде спасительных Своих страданий, как совершенный человек, кроме страстей предосудительных; ибо Он, как человек, и алкал, как тогда, когда пришел к смоковнице, ища плода на ней, чтобы утолить голод, как написано; Он и жаждал, когда просил воды у самаряныни; скорбел, когда говорил: Все это Он претерпел, а по воскресении из мертвых все это сложил с Себя, то есть — то, чтобы подлежать тлению, смерти, изменению, чтобы алкать и жаждать, утруждаться в путешествии, скорбеть, бояться чаши смертной.

Поэтому, святые богословы утверждают, что святая плоть Его стала обоженною, — не так, чтобы она претворилась в божественное естество и существо, — да удалится от нас такая хула! Ибо всякой твари свойственно по естеству подлежать описанию, то есть, ограничиваться местом; Божество же потому и неописуемо, что оно безмерно по величеству своему и едино несозданно и не ограничивается никаким местом.

Если же будем утверждать, что и плоть Спасителева по воскресении стала неописуемою, то, по необходимости, должны допустить, что она стала и несозданною, а если стала несозданною, то значит стала и Богом, ибо одно только Божество несозданно, как мы многократно сказали; и если плоть та стала уже несозданною и претворилась в Божество, то Христос по воскресении уже не есть и Бог и человек совершенный, а только Бог.

Поняли ли вы теперь, о премудрые мужи, куда увлекает вас ваше бессмысленное баснословие, а не богословие? Перестаньте, прошу вас, перестаньте от такой дерзости в словах и научитесь говорить с блаженным Иоанном Дамаскиным и со всеми православными учителями: Слышите ли, что в самом том зачатии родившийся прежде век Бог-Слово соединился принятой Им плоти, а не после, по воскресении, вошел в нее, как вы неправильно мудрствуете?

Слушайте же и последующее за сим: Вы же каким образом отделяете Его от святой плоти Его до самого воскресения, утверждая, что потом Он вошел в нее и обожил ее, и поэтому признаете ее уже неописуемою? Слушайте же и дальнейшее: Как же это будет истинно, если Он свойственную святой плоти Своей описуемость претворил в неописуемость? Учитель церковный говорит Святым Духом, что в целости сохранил Господь свойство обоих существ, то есть, неописуемость божественного существа сохранил неописуемым, также и свойство описуемости созданной святой плоти Своей сохранил и соблюдает описуемым.

Вы же, противясь боговдохновенному сему учителю и отцу, говорите, что Он неописуемою плотию заключен был и во гробе. И если, как вы утверждаете, она неописуема, то есть, невместима, по толковании святых отцев, то как она была заключена в столь тесном месте? Неужели не разумеете, что неописуемым называется святыми богословами одно только Божество, по причине безмерного, непостижимого, неисследованного и неизглаголанного величества своего непостижимого существа, так как оно одно неописанно и бесконечно?

Не слышите ли опять Святую Божию Церковь, которая воспевает и говорит: Слышите ли, что Он Божеством неописан, то есть, невместим и везде весь есть, а по телу описуется гробом, то есть вмещается во гробе и лежит бездыханный мертвец, как совершенный человек; тот же и во аде с святою Своею душею, и в раю с разбойником, и на небесах вместе с Отцем и Святым Духом, все исполняя божественной Своей славы?

Спросим мы этих премудрых философов, пусть скажут откровенно, почему признают они плоть Господню по воскресении неописанною, — по причине ли преложения естества, или потому, что она возросла до бесконечных размеров?

И если скажут, что по причине преложения, как сделавшаяся обоженною, то этим, они явно отвергают то, что во Xpистe сошлись два естества, сохраняющияся неизменными и неслитными, как написано: Если, по их мудрованию, слились между собою по воскресении оба естества, то Христос есть только Бог, а не вместе с тем и человек совершенный.

Как не внимают они божественному гласу, говорящему: Этим способом Преблагий старался уверить, что и по воскресении Своем Он — совершенный человек, в действительности, а не привидением. Если же скажут чудные эти новоявленные философы, что плоть Христова потому стала неописуема, что по воскресении возросла до безмерной величины, то ясно обличаются, что они неправильно мудрствуют это из своего плотского состояния, а не из божественного писания.

Где что-либо подобное, смеха достойное, сказано кем-либо из боговдохновенных отцев? И если допустим это их мудрование, то окажется, что одна рука Его простирается далеко за северную оконечность неба, а другая, по причине бесконечного величества тела, простирается далее южной оконечности; также и ноги будут стоять на земле, а глава прострется в бесконечную высоту за небеса; также и толщина Его будет невместима в описанном престоле Его.

Ибо каким образом неописуемая по причине безмерного величества, как они говорят, плоть Его, опишется, то есть, вместится на описанном и ограниченном престоле? Ибо знаем, что всякий престол, как ограниченный, поставлен на известном месте. С своей стороны я предложил бы вам, для большего удостоверения сказанного мною, написанное блаженным Иоанном Дамаскиным в й главе, где он превосходно и явственно богословствует о плотском смотрении Единородного.

А как святые ваши книги многообразно перепорчены переписывавшими их, то я не pешился предложить вам его прекрасные слова, ибо в том виде, как они содержатся в этих книгах, они представляются совершенно бессмысленными и беспорядочными. Но, если Бог поможет, предложу вам их из полной греческой книги, которую, если Господь благословит, надеюсь получить.

Но об этом достаточно сказанного на сей раз. Вы же, о благочестивейшие князи и бояре, рассудите, умоляю вашу честность, заслуживаю ли я по этой причине ненависти, и справедливо ли оклеветали меня, как еретика, те, которые в течение стольких лет содержат меня в отлучении от общества верных и лишили принятия Святых Божиих Даров?

В святом Евангелии говорится: Если же и я говорю истину и достойное вероятий, то окажите мне, бедному, благость и милость, как благочестивые и нелицеприятные судьи, и освободите меня от тех угнетений, в которых я содержусь вот уже много лет, и от неправедных клевет, кои на меня взведены, — чтобы и мне удостоиться вместе со всеми благочестивыми молиться общему всех Создателю и Владыке о милости, мире, многолетнем здравии и победе над врагами благочестивого самодержавного великого князя Иоанна Васильевича всея России и о всех вас.

Если же сказанное мною несправедливо и неуместно, то прошу вас не презреть меня, заблуждающего в беспутиях и погибающего душою по безумию своему, но с приличным попечением устроить мое исправление и спасение, и даруйте мне, умоляю ваше благочестие, возвращение во Святую Гору, дабы, где я от юности своей понес много различных трудов духовных и телесных, там с надеждою спасения положить мне и смиренные свои кости.

Ради щедрот Христовых исполните это справедливое мое прошение и не презрите меня, жалкого, живущего в непрестанной скорби и печали и в бедах влачащего маловременную сию жизнь.

Но для чего и держать меня здесь? Ни на что я уже не годен вам. Как Создатель изначала сотворил человека самовластным, чтобы он по собственному изволению избирал благое и, поступая так согласно воли Создавшего его, получил бы в награду от Создателя и Владыки всех царство непоколебимое и жизнь вечную, так и вы, подражая Создателю, даруйте мне эту благодать, чтобы и я мог избрать благое, как угодно Владыке. А в чем заключается воля Владыки, послушайте Его Самого, ясно так заповедующего и повелевающего нам, инокам: Вот Владыка всех ясно и повелительно заповедует нам, инокам, подражающим апостольскому житию, пребывать до кончины своей там, где мы были призваны изначала, и не переходить из монастыря в монастырь, или из одной страны в другую до самого исхода своего из этой суетной жизни!

Постарайтесь же оказаться содействующими Владыке всех к спасение моему! Вы оттуда призвали меня на время послужить в том, в чем имели надобность и, при помощи благодати Христовой, я верно в течение многих лет послужил, исполняя ваши повеления, государи мои.

Теперь же и пред Богом и пред людьми справедливо, и вашему благочестию прилично, чтобы вы даровали мне эту благодать в награду за все прежние мои труды и эти многолетние скорби, какие терплю, праведно ли или неправедно — знает праведный Судия, Который и воздаст каждому по делам его!

Свидетелем души моей и совести представляю вам, господам моим, Самого Сердцеведца Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, что я ничего по дерзости, или по упрямству, или по какой-нибудь пронырливости не говорил и не переводил и не исправлял до сего времени для вас, господ моих, но со всякою истиною и правдою, согласно точного смысла эллинского, то есть, греческого учения переводил для вас, исправлял и говорил с вами, государи мои.

По непотребным делам своим я грешнее всех людей, но в понимании книжного разума греческого учения, насколько удостоил меня Податель всякого вообще блага, Утешитель Святый, я для вас, господ моих, неложный толкователь и переводчик. Да будет же вам известно, что эллинский язык, то есть греческий, очень труден, и не всякий просто может постигнуть вполне силу его значения, если не проведет много лет в изучении его у опытных учителей, и притом, если не будет по происхождению грек и, при особенных умственных способностях, не будет иметь охоту к изучению, а не так, что поучился немного и не довел учения до конца, как это я усматриваю у приснопамятного переводчика святых писаний с греческого на русский язык.

Из изречений, служащих доказательством моих слов, я приведу вам три или четыре. Есть у нас выражение, которое пишется так: Помянутые же почтенные переводчики не поняли этой разницы значения выражений: И потому у них Христос именуется высоким; но это неправильно и не соответствует мысли богословов; ибо не относительно размеров тела Христова спорили еретики с православными, но о Божестве Его и человечестве, сопротивляясь нам, исповедующим во Христе то и другое.

Но об этом достаточно сказанного здесь. Другие два выражения без малого подобны между собою. Но обратите должное внимание на буквы, которыми они пишутся. В послании святого апостола Павла к галатам говорится: Древние же переводчики, не поняв различия похожих друг на друга выражений, перевели вам наудачу вместо: Смысл апостольских слов таков: Древние же переводчики, не поняв ни значения разума апостольских слов, ни разницы греческих, слов, перевели вам: Но это неправильно; ибо не церквами сотворить их хотели те, которые велели им обрезываться по закону Моисееву и хранить прочие законные установления, но стремились этим отлучить их от Христа.

И об этом сего достаточно. В 8-й песни канона на Рождество Христово, во втором стихе, который начинается словами: У нас имеются два выражения, которые одинаковы между собою по произношению, но пишутся слова эти разно и, соответственно сему, имеют различное значение; прилежно обратим на это внимание.

В первом случае, если оно пишется чрез малую ижицу, то значит: Древний же переводчик, не обратив должного внимания ни на различие способа Писания сего выражения, ни на смысл стиха, перевел просто: Но это неправильно не только в смысле буквального начертания приведенного изречения, но и не соответствует силе разума стиха.

Ибо разум стиха таков: А как люди израильские, плененные царем Навуходоносором, уводимы были в плен и потому находились в скорби и печали, то и уклонялись, говорит, от песней, то есть, отказывались преподобные отроки петь для своих пленителей песни Сионские, и, будучи вопрошаемы о сем ведущими их в плен, которые говорили: Переводчик же, не рассмотрев ни того, как пишется помянутое выражение, ни смысла стиха, вместо того, чтобы сказать: Как же не видели блаженные те три отрока и прочие священники и левиты?

Ведь не слепые же они были, когда по причине особенной своей красоты отроки взяты были в царские палаты? Но и это выражение: Из этих и подобных им описок очевидно, что древние переводчики не вполне уразумели эллинский язык, а может быть и некоторые другие малоученые, после них, желая исправить то, больше только испортили.

Хотя бы я еще и многими другими подобными ошибками древних переводчиков, требующими прилежного исправления, удостоверить твое святолепное преподобие, что я для вас, господ моих, истинный толкователь книг.

Но, дабы многословие не наскучило твоему святительскому внимание, ограничиваюсь этим. Написал же я это не для того, чтобы выставить себя победителем, — да не попустится мне когда-либо быть увлеченным таким неистовством! Под талантом же мы разумеем, о владыко святый, даруемое каждому Божественным Утешителем духовное дарование, которое дается, во-первых, во славу Самого дающего Бога, а затем и на пользу как приемлющего дарование, так и всех верных.

Землею же, в которой скрывается такой талант, мы признаем завистливое, самолюбивое и ленивое расположение, и злой нрав приемлющего таковое дарование, не хотящего пользовать им других. Таков тот раб, о котором говорит страшный и неложный Судия: Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: Что же против сего скажут те, которые неправильно и бездоказательно клевещут на меня, утверждая, что я порчу святые книги и ввожу нечто противное им?

Неужели и в том, что мною здесь указано, я, по их мнение, порчу и извращаю их? Если же я хорошо и правильно исправляю, то я исправляю не Святое Писание, а вкравшиеся в него непохвальные ошибки, из которых некоторые вошли от недоумения, или нерадения, или от забвения древних приснопамятных переводчиков, а другие — от большого невежества и небрежности переписчиков. Итак, пусть перестанут несправедливо злословить ближнего своего, который трудится просто во славу Божию, к похвале Его и на пользу всякому благоразумному и православному брату своему!

Пусть отстанут от такой неправедной вражды, чтобы не только избавиться им от греха напрасной клеветы на ближнего своего, но и избегнуть ожидающего их осуждения, как непокоряющихся истине. Аще не бых пришел , — говорит, — и глаголал им, греха не быша имели; ныне же вины не имут о гресе своем Ин. Но может быть некоторые непокоряющиеся скажут на это: Против этого не я, но сам блаженный Павел пусть ответит им и научит их, говоря Духом Святым нечто такое: Комуждо же дается явление Духа на пользу.

Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе; другому же вера, темже Духом: Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет 1Кор. Из этого явствует, что не всякому даются все вообще духовные дарования. А что святые русские чудотворцы, по дарованию, данному им свыше, просияли в православной русской земле и соделались богоносными отцами, — это и я исповедую и поклоняюсь им, как истинным Божиим угодникам.

Но они не приняли свыше знания языков и сказания их. Поэтому, не должно удивляться, что от них, хотя они и угодны были Богу, утаились те неправильности, которые ныне мною исправлены. Им, за их подобноапостольское смиренномудрие и кротость, и за святость их жизни, дано было дарование исцелений и творения дивных чудес; другому же, хотя он и грешнее всех живущих на земле, дано знание и сказание языков, и этому удивляться не следует.

Ведь и скот бессловесный, будучи вразумлен мановением Божиим, возмог уцеломудрить многоразумного старца говорится об ослице — Чис. И дивный оный угодник Божий Моисей не был ли вразумлен правильным советом Иoфopa Исх. Также и блаженный Ефрем, который помолился Богу, чтобы послал ему такого человека, от которого он мог бы получить духовную пользу, — не блудницею ли был научен всегда смотреть в землю, от которой взят был и создан, и не со всяким ли смиренномудрием и благодарением Богу принял он поучение?

Что же сказать и о чудном Maкарие, который помолился, подобно Ефрему, и был вразумлен одним отроком, пасущим волов, как должно употреблять пищу, при чем отрок еще и укорил его, сказав: Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, и старцы твоя, и рекут ти Втор. Что же сказать и о честном том пресвитере, который ради великого своего незлобия и чистоты жизни сподобился божественною благодатью видеть ангела, стоящим по правую сторону алтаря и сослужащим ему?

Этот пресвитер получил вразумление от некоторого диакона, пришедшего из Константинополя, который, служа с ним, объяснил ему, что он неправильно, при совершении Таинства, употребляет некоторые слова, принадлежащие к ереси Севировой. Когда же пресвитер, как бы возражая ему, обратился к предстоящему святому ангелу и спросил, почему он, столько лет присутствуя всегда при совершении им божественной службы, умолчал об этой его погрешности, то услышал в ответ, что Богу так угодно, чтобы люди от людей получали исправление.

Итак, никакого бесчестия не происходит для преподобных чудотворцев российских от исправления книг, как и жившим во времена гонений святым Божиим архиереям и мученикам не причинено никакого бесчестия или досаждения тем, что бывшими после них произведены различные исправления Священного Писания Ветхого Завета, как то: Симмахом, Феодотионом, Акилою и Лукианом, пресвитером Антиохийским, из коих каждый исправил то, что недосмотрено было бывшим до него переводчиком.

Но и об этом достаточно сказанного мною, так как я пред праведным и благоразумным архиереем Бога Вышнего возражаю клевещущим на меня неправильно. Если сказанное мною окажется правильным и истинным, то благодарение Богу, учащему человека разуму! Если же нет, то по прочтении этой статьи, раздери бумагу и брось в огонь, а меня, скудоумного, благоволи святительски, и вместе отечески, вразумить.

Я радуюсь вразумлению и не отвергаю обличений, происходящих от любви духовной. Так как ты, по своему апостольскиподражательному смиренномудрию, сподобляешь меня, скудоумного и необразованного, своей святительской беседы и спрашиваешь меня о некоторых неудобопонятных книжных изречениях, то я признал справедливым уведомить твое преподобие в коротких словах, насколько вразумит немощной разум мой Свет Истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

У греков существуют для сего два разных выражения: В указанном месте священники и диаконы у нас не говорят: Об этом мирном союзе не только святые предстоятели священной литургии заповедуют нам молиться и просить его всегда, чтобы и нас, грешных, сподобил Христос Бог наш этой благодати, но еще и велегласный пророк Исаия учит нас испрашивать его всегда, говоря: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам Ис.

Также и блаженный Давид говорит: И блаженный Косьма, в ирмосе пятой песни канона на Рождество Христово, говорит: И в другом месте: И, вкратце сказать, в бесчисленных местах находим, что повелевается нам всегда молиться о таком мирном союзе, а не о вышнем мире, то есть, об ангелах, как некоторые по неопытности думают. Ангелы всегда, с самого начала, пребывают между собою в мире, будучи исполнены всякой благодати Святого Духа, и нам, явившись во время Рождества Христова пастырям, первые благовестили мир, говоря: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеце благоволение Лк.

Мы нуждаемся в их молитвах и всегдашнем предстательстве о нас пред Богом: Доказательством сему служат все священные книги, где есть и каноны в Октоихе на каждый понедельник, творения преподобного Иосифа песнописца а не Иоанна Дамаскина. Не требуют, — говорит божественный глас, — здравии врача, но болящии Мф.

Они всегда, изначала пребывают здравыми, и хотя некоторые и отпали по своей гордости, но прочие пребыли и пребывают в любви, в страхе и повиновении к Создателю всех, будучи исполнены всякой святыни и благодати Святого Духа. Мы же всегда болеем различно, прогневляя преслушанием своим преблагого Спасителя нашего; поэтому и требуем от них врачевания, а не они от нас.

Цвета российского флага в русской культуре А. П. Василевич, Н. М. Ведерникова, С. С. Мищенко, С. Е.

А Амелина, на котором публика высказывает своп мысли. Может быть, кого нанимают к. По этим же причинам вольные стакеры не очень то жаловали эти, в поисках новых путей для себя в писательстве, что вы уже читали, но выложил инструкцию для сборки устройства-степпера в интернет исчез.

Бродский. Русский поэт Владимир Бондаренко

Эта книга написана с великой любовью о великом русском поэте, лауреате Нобелевской премии Иосифе Александровиче Бродском. Любовь — содержание, форма, язык, философия, религия книги Владимира Бондаренко о поэте, которого знал он лично и с которым общался дружески в России, а также на Западе.

Для Бондаренко ничто не запретно: Книжным поэтом, не русским, не нашим, холодным, заумным, не народным, инородным и тыр-пыр восемь дыр — по-всякому его обзывали те самые братья-писатели, что от зависти к выдающемуся таланту выдавили Бродского из нашей страны на Запад. А потом эти братья задыхаются от зависти к тем страданиям, которые сами они причиняют замечательным людям, увеличивая стократно их лучезарную славу.

Окончил восемь классов и бросил школу, пошел на завод, ни в каких университетах не учился, но стал прекрасно образованной личностью, писал замечательные стихи, абсолютно не антисоветские, не диссидентские, поэтика традиционная, не абсурдная, но его нигде не печатали, объявили тунеядцем, судили, отправили в ссылку на Север, вынудили уехать на Запад, где он не загнулся на радость завистникам, не утратил читателей русской поэзии, а издал прекрасные книги, написал гениальные стихи, великолепную прозу, стал профессором в университете, учил американских студентов любить русскую литературу и получил Нобелевскую премию — как русский поэт.

В этот день мне позвонили с зарубежного радио и спросили, не поздравлю ли я Бродского, не скажу ли о нем несколько слов. Такую прекрасную просьбу я исполнила с превеликой радостью, после чего со мной перестали здороваться знаменитости, которые были уверены, что эта Нобелевская премия украдена лично у них.

Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность. Его читатель — в России, которая сама выбирает себе великих русских поэтов. Она выбрала Иосифа Бродского.

Страна и ее человечество никогда не равны режиму. Режим отверг поэта, а страна — нет, Россия любит его, как никто другой. Об этом книга Владимира Бондаренко, и сильная сторона этой книги — язык, лишенный симулякров и пузырей спецтерминов, которые, как принято думать, пробивают дорогу на Запад и вписывают в научную элиту, а на самом деле отбивают всякую охоту читать.

Стихи, раскритикованные в пух и прах, отчасти принадлежали Дмитрию Бобышеву, ученику Ахматовой, а отчасти были скомбинированы из совершенно невинного стихотворения Бродского, где речь шла о русской провинции: Дело не в этой подтасовке. Может быть, та газетная атака оказалась пропуском Бродского в бессмертие? Писать об Иосифе Бродском сложно, потому что он закрыл свои личные архивы на 75 лет, но ведь о Лермонтове достоверных данных у историков еще меньше — тем интереснее им работать.

Эта фраза Пушкина стала ключевой для всей жизни поэта Иосифа Бродского. Он был разным в жизни: Он всегда и во всем искал смысл жизни и смерти. До конца жизни недолюбливал, недопонимал смысл западный, потребительский, предпочитая пусть и драматический, даже трагический русский духовный смысл. Он не раз говорил об этом в своих интервью, к примеру в беседе с Элизабет и Хайнцем Маркштейн, состоявшейся в Вене в году: Потому что, когда смотришь вокруг, то уже непонятно, во имя чего живешь.

Жизнь Иосифа Бродского в книге освещена с разных аспектов. Было использовано множество источников - привожу для наглядности библиографический список и содержание. Я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта, даю согласие на обработку перс. Подарки к любому заказу от р. Вступить в Лабиринт У меня уже есть код скидки. Здесь будут храниться ваши отложенные товары. Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии!

Вступить в Лабиринт У меня уже есть аккаунт. Ваша корзина невероятно пуста. Не знаете, что почитать? Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.

Сумма без скидки 0 р. Вы экономите 0 р. Забирайте заказы без лишнего ожидания. Русский поэт Молодая гвардия Жизнь и творчество выдающегося поэта, нобелевского лауреата Иосифа Бродского вызывают большой интерес не только в России, но и в других странах. Русский поэт Бондаренко Владимир Григорьевич Жизнь и творчество выдающегося поэта, нобелевского лауреата Иосифа Бродского вызывают большой интерес не только в России, но и в других странах. Русский поэт На складе.

Аннотация к книге "Бродский. Русский поэт" Жизнь и творчество выдающегося поэта, нобелевского лауреата Иосифа Бродского вызывают большой интерес не только в России, но и в других странах. Книга о Бродском отмечена Горьковской литературной премией. Автор — лауреат Горьковской литературной премии года. Иллюстрации к книге Владимир Бондаренко - Бродский. Рецензии и отзывы на книгу Бродский. Новые рецензии Дата Рейтинг Киряченко Виктория В общем, прочитать стоит — хотя бы для большей объективности.

Все отзывы и рецензии 6. Бумага чертежная ватман хмм 14 рец. Моя жизнь 22 рец. Большая книга искусства и истории. Номер 1 3 рец. Возвращение с Западного фронта. Муза Карла Брюллова 7 рец. Книги из серии ЖЗЛ - Малая серия. ЖЗЛ - Малая серия.

Совершенные супруги 6 рец. Книги автора Бондаренко Владимир Григорьевич. Книга статей о стержневой русской словесности, об окопной правде Мистический гений 8 рец.

Орфографический словарь русского языка для школьников. 20000 слов

Самый красивый альбом для девочки Такой альбом должен быть в коллекции у каждой настоящей девчонки. Анна четверг, завтра иду к боссу, и в лугах настала зловещая тишина!

Читал на Самиздате но довольно давно состоит из двух книг. Новая книга была утеряна и спустя год только нашлась. Про извращенное чувство юмора автора я уже .

Урок русского языка в современной школе Е. Г. Шатова

С методической точки зрения очень важным является то, что при разработке новых моделей обучения русскому языку необходимо опираться как на общие закономерности процесса усвоения знаний и формирования умений и навыков, так и на специфические особенности языка как системы. Одна из них состоит в том, что в процессе обучения необходимо формировать у учащихся только такие языковые обобщения, которые в дальнейшем уже не будут подвергаться коренной перестройке.

Они могут только дополняться и расширяться. Все это предполагает внесение некоторых изменений как в работу учителя, так и в организацию познавательной деятельности учащихся. В предлагаемой здесь методической системе уроков это достигается с помощью таких основных средств и методов обучения, как структурирование учебного материала по разным признакам и основаниям на основе опознавательных и дифференцирующих признаков правил, словообразовательных типологий и моделей и др.

Применение нового подхода к изучению языкового материала на уроке дает в сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт, весьма обнадеживающие результаты. В заключение следует отметить, что многоаспектную проблему совершенствования современного урока можно рассматривать с разных позиций.

Нашей задачей была разработка как в теоретическом, так и в практическом плане методики современного урока русского языка с учетом идей системно-деятельностного и проблемно развивающего обучения и требований Государственного образовательного стандарта как главного документа, ориентирующего на дальнейшее развитие и модернизацию учебного процесса и современного урока как основной формы обучения в школе. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: По основному способу проведения подразделяются уроки: По основным этапам учебного процесса выделяют: Такая классификация уроков, предлагаемых дидактикой, не лишена недостатков.

Известно, что проблема типологии уроков, как правило, наиболее широко разрабатывается именно в общедидактическом плане. В таком же виде типы уроков используются нередко и в частных методиках без учета специфики того или иного предмета. При этом большинство работ по данной проблеме относится к периоду 60—х годов прошлого столетия.

Тогда наиболее известными были работы таких авторов вузовских учебников и учебных пособий , как И. Следует особо подчеркнуть, что классификации уроков разных авторов отличались не только по тому, что кладется в их основание, но и по количеству выделяемых типов, даже если в их основу положен один и тот же признак или ряд признаков. Например, классификации, построенные по дидактической цели, имеют неодинаковое количество типов уроков у И. Казанцева 10 типов уроков, у И.

Огородникова — 5, у Б. Есипова — 5, у Ю. Зотова — 4 и т. Поясним это на конкретном примере. Долгое время наиболее распространенными классификациями уроков в педагогической теории и практике были и пока остаются классификация уроков по основной дидактической цели занятий. Так, известный дидакт В. Такая типология уроков нашла широкое применение в методике обучения русскому языку в школе. Первая имеет, по его мнению, более общий и чисто педагогический характер организовать изучение нового материала, совершенствовать знания, умения и навыки учащихся и т.

Вторая цель уточняет сущность методику изучения или совершенствования знаний, умений и навыков. Это усвоение новых понятий, применение усвоенного в упражнениях и при решении задач и т. Неразличение понятий и целей привело к тому, что некоторые авторы, например В. Онищук, выделяют в отдельные типы такие уроки, как: Приведенная выше типология уроков была ориентирована и на изучение курса русского языка, что не соответствует специфике данного предмета, поскольку усвоение новых знаний здесь практически происходит одновременно с усвоением и применением умений и навыков на одном и том же уроке а не на трех.

Фактически они перекрещиваются, обеспечивая реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, когда знания усваиваются как способы деятельности. К сожалению, можно констатировать, что до сих пор нет пока единого мнения ни о классификации уроков, ни о том, по какому принципу должны выделяться те или иные типы уроков как в дидактике, так и в частных методиках.

Эта проблема, бесспорно, требует дальнейшего исследования и практической разработки. Некоторые сдвиги в решении этого вопроса сделаны в работах М. Махмутова, известного дидакта, специалиста в вопросах проблемно-развивающего обучения. Он, в частности, предлагает следующую типологию уроков: Главное содержание урока первого типа — изучение нового материала. Основная дидактическая цель данного урока — добиться, чтобы учащиеся полностью овладели новым материалом. Эта дидактическая цель достигается путем решения следующих основных задач: Основным содержанием урока второго типа является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.

Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом усвоения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

На уроке третьего типа комбинированный урок решаются в совокупности задачи как первого, так и второго типов. Контрольные уроки служат для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы знаний по теме, разделу, всему курсу , сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Кроме того, с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся М.

Махмутов классифицирует все разновидности современного урока на основе принципа проблемности: Проблемным автор считает такой урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению высший уровень проблемности или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации низший уровень проблемности.

Здесь главное не то, что на уроке решается несколько дидактических задач. Сущность синтетического урока заключается в том, что на нем повторение пройденного обычно сливается с введением нового материала, в результате чего происходит как бы незаметное вхождение учащихся в новую тему. На синтетическом уроке осуществляется непрерывное повторение знаний, умений и навыков, включение их в новые связи и сочетания, что обеспечивает комплексность и взаимосвязь основных этапов урока объяснение нового материала, восприятие его, усвоение новых понятий, отработка навыков.

Как мы портим русский язык. Утопия и оркестр романтизма: Введение в теоретическую лингвистику. Нашли ошибку в описании книги? Либо хотите дополнить или исправить описание? Открыть статистику оценок Добавить еще ключевое слово? Чтобы оставить свой комментарий вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться. ЛитЛайф оперативно блокирует доступ к незаконным и экстремистским материалам при получении уведомления.

Согласно правилам сайта , пользователям запрещено размещать произведения, нарушающие авторские права. ЛитЛайф не инициирует размещение, не определяет получателя, не утверждает и не проверяет все загружаемые произведения из-за отсутствия технической возможности. Если вы обнаружили незаконные материалы или нарушение авторских прав, то просим вас прислать жалобу.

Для правильной работы сайта используйте только последние версии браузеров: Chrome , Opera , Firefox.

Словарь русского литературного словоупотребления

Дескать, голодный, ведь ефрейтора сам немец ликвидировал… Видите. Дэниел Мартин (роман) Фаулз Джон. А их на самом деле было. Но на него составляют протокол.

Краски русской авиации. Эмблемы и знаки отечественной авиации. 1914-1917 гг. Выпуск 2 (набор из 15 о

Ударно-разведывательный самолет T-4 Золотой фонд отечественной авиации Том 2 Название: Ударно-разведывательный самолет T-4 Золотой фонд отечественной авиации Том 2 Издательство: Бедретдинов и Ко Год: Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне Название: Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне Автор: Главный маршал авиации А. История и развитие авиации Название: История и развитие авиации Автор: Жабров Алексей Александрович Место издания: Haddow , Peter M.

Большое небо дальней авиации Название: Биплан "Вуазен" из состава го корпусного авиационного отряда. Аэроплан "Моран-Парасоль" из состава 2-го корпусного авиационного отряда. Биплан "Лебедь-ХП" из состава го корпусного авиационного отряда.

Моноплан "Ньюпор IV" одного из корпусных авиационных отрядов. Биплан "Ньюпор" из состава 1-го корпусного авиационного отряда. Биплан "Фарман" Гатчинской военной авиационной школы.

Летающая лодка М-5 авиации Черноморского флота. Этот набор открыток - находка для посткроссинга! Не очень плотный, но подходящий для отправки по почте картон, тисненый с лицевой стороны и гладкий на обороте. Достаточно места для написания сообщения и адреса вот только в порядке "куда-кому", как было раньше , к тому же есть место для указания адреса отправителя что не принципиально, но может пригодиться.

Также хочу отметить, что эти открытки подойдут для обмена не только по тегу "авиация", но и ретро; думаю, такие Я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта, даю согласие на обработку перс. Подарки к любому заказу от р. Вступить в Лабиринт У меня уже есть код скидки. Здесь будут храниться ваши отложенные товары. Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! Вступить в Лабиринт У меня уже есть аккаунт.

Ваша корзина невероятно пуста. Не знаете, что почитать? Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события. Сумма без скидки 0 р. Вы экономите 0 р. Забирайте заказы без лишнего ожидания.

Аннотация к "Краски русской авиации. Гангут , г. Иллюстрации к Краски русской авиации. Рецензии и отзывы на Краски русской авиации. Напишите отзыв и получите до рублей Оставьте заявку на рецензии заявок: Истребитель "Ньюпор" из состава 2-го корпусного авиаотряда.

Истребитель "Ньюпор" из состава управления 2-й боевой авиагруппы. Истребитель "Ньюпор" из состава 7-го корпусного авиаотряда. Истребитель "Ньюпор" из состава 8-го корпусного авиаотряда. Истребитель "Моран Монокок" из состава 1-го авиаотряда истребителей. Истребитель "Сикорский" из состава 7-го авиаотряда истребителей. Биплан "Ньюпор" из состава 1-го авиаотряда истребителей. Моноплан "Сикорский" из состава го корпусного авиаотряда.

Люди русского искусства Л. Никулин

Плачут небеса Тимати Поезд на Ленинград Империя Я буду руки твои целовать Басков Н. Песня про зайцев Никулин Ю. Разговор со счастьем Золотухин В.

Теплоход Божья коровка Пропадаю я Успенская Л. Песенка про меня Пугачева А. Любовь как состояние Галкин М. Два кольца Буланова Т. The road to hell Chris Rea Любовь Жасмин Киркоров Ф. Рябиновые бусы Понаровская И. Суровый рэп Дискотека Авария Горький шоколад КГБ Тутси Песенка о хорошем настроении Гурченко Л. Есть только миг Анофриев О.

Если б я был султан Никулин Ю. Дорогие мои москвичи Утесов Л. Неудачное свидание Миронов А. Часовые любви Окуджава Б. Песня Остапа Бендера Миронов А.

Марш высотников Рыбников Н. Песенка об Арбате Окуджава Б. Нас в набитых трамваях болтает Мягков А. Этот мир Пугачева А. Пять минут Гурченко Л. Караоке диск Новогодний карнавал Караоке диск Новогодний карнавал. Караоке диск Новогодний карнавал Данный диск может быть воспроизведен на любом DVD-плеере, домашнем кинотеатре или музыкальном центре, читающем DVD диски.

Ах, карнавал Назаров В. В Москве наступает полночь Моральный Кодекс Беловежская пуща Песняры Новогоднее веселье Лоза Ю. Вдоль по улице метелица метет нар. Елки Верка Сердючка Новый год Reflex Пожелание друзьям Окуджава Б. Прощание с новогодней елкой Окуджава Б. Новогодняя Дискотека Авария Карнавала нет Мумий Тролль Губит людей не пиво Невинный В. Зимние месяцы Королева Н.

Зимний сон Алсу Позови меня с собой Пугачева А. Снегом стать Жинжин Мои года Кикабидзе В. Напои меня водой Сукачев Г. Люди русского искусства" вы можете приобрести недорого в одном из магазинов, представленных на нашем сайте. Помимо покупки нужного издания вы можете сравнить, где оно продается и по каким ценам, также важной информацией послужат особые предложения и стоимость доставки в интернет-магазинах для региона вашего проживания.

Люди русского искусства можно в большинстве городов нашей страны, включая Москву, СПб, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Казань, Самару и многие другие населенные пункты. Запрещено копирование материалов сайта без активной ссылки на страницу. Характеристика Издание "Люди русского искусства", автором которого является Лев Никулин, создано издательством "Советский писатель.

Эта книга о людях русского искусства, о великих и малых, о известных и совсем неизвестных и забытых. Эта книга - дань ушедшим от нас гениям и бедным странствующим рыцарям печального образа, она написана в благодарность за минуты восхищения и трепета, которые пережил автор книги в театральном зале.

Новое поколение их не застало, оно слышало их имена, оно ощущает неразрывную связь актеров современного советского театра с отцами, дедами и прадедами. Эти люди, их искусство и жизнь, мысли и чувства неразрывно связаны с их веком и обществом. Пусть же наша молодежь узнает о них от младшего их современника.

Select rating Give Лев Никулин:

1 2 3 4 5